Здесь туристы могут получить бесплатную юридическую помощь.

Как действует Роспотребнадзор

ВНИМАНИЕ!!!

Турагенты и туристы могут у нас заказать БЕСПЛАТНУЮ юридическую экспертизу договора с туристом. Судебная практика показывает, что в 90% случаев суды выносят решения в пользу  стороны исходя из условий договора, заключенного с туристом. Присылайте текст договора и мы Вам сообщим о перспективах Вашего судебного дела.

Жалоба в Роспотребнадзор - поможем составить грамотно, БЕСПЛАТНО.

Отправить запрос www.pravoturista.ru/kontaki.html

 

 

Как действует Роспотребнадзор

 

          1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) имеет право проверять соблюдение в туристской организации норм Федерального закона № 2300-1 от 07.02.92 года «О защите прав потребителей», Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (введены Постановлением Правительства РФ № 452 от 18.07.2007 года), а также санитарных правил и гигиенических нормативов, введенных на основании Федерального закона № 1034-1 от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

           2. Действия сотрудников Роспотребнадзора при проведении проверок регламентируются:

- Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон).

- Приказом № 62 от 07.03.2007 года Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвердившим «Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства».

- Письмом Роспотребнадзора № 0100/8935-07-23 от 31 августа 2007 года «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» (далее – Письмо).

3. Роспотребнадзор проводит мероприятия по контролю через свои территориальные органы, а также во взаимодействии с правоохранительными органами и общественными объединениями. Порядок и сроки проведения проверок, виды проверок, права проверяющих и проверяемых регламентируются Законом, и описаны в Шпаргалке для руководителей «К проверке госконтроля готовимся правильно».

 

Инспектор Роспотребнадзор имеет право интересоваться следующими обязательными и дополнительными документами:

Предмет проверки

Какие требуют документы

Проверка соблюдения прав потребителей в сфере туристического обслуживания

1. Учредительные документы организации.

2. Вывеска организации (I).

3. Оформление стенда для потребителей (I).

4. Договора с туристами и контрагентами (II).

5. Книга отзывов и предложений (III).

Проверка соблюдения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия

1. Учредительные документы организации.

2. Инструкции по охране труда профессий, представители которых работают в компании (IV).

3. Журнал учета инструктажа по охране труда (V).

4. Программа (план) производственного контроля (VI).

5. Свидетельства центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о прохождении обучения или переаттестации (1 раз в пять лет) сотрудников, на которых по приказу возложены обязанности осуществления производственного контроля.

6. Свидетельства центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о прохождении обучения или ежегодной переаттестации менеджеров, по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями.

7. Списки граждан, выезжавших в страны, эндемичные по карантинным инфекциям (хранятся в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет).

8. Журнал проведения инструктажа с лицами, выезжающими в туристские маршруты, о мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных болезней, с обязательным получением подписей клиентов.

9. Официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, относящиеся к осуществляемому виду деятельности и регламентирующие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда сотрудников.

Проверка обстоятельств

жалоб

потребителей

1. Учредительные документы организации.

2. Жалобы потребителей и ответы на них.

4. Договора с туристами.

3. Книга жалоб и предложений.

 

 

ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ

1. По результатам контрольных мероприятий составляется акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются сведения о результатах проверки, в том числе:

- о выявленных нарушениях, об их характере;

- о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения о лицах, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю.

Под актом должна стоять подпись должностного лица, осуществившего контрольное мероприятие.

Один экземпляр акта вручают руководителю под расписку либо направляют почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Роспотребнадзора.

К акту прилагаются акты копии договоров с потребителями, объяснения инспекторов Роспотребнадзора, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

2. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, проверяющим сотрудником Роспотребнадзора составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленных нарушений. Протокол должен подписываться уполномоченным лицом в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.06.2005 № 421 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». С протоколом об административном правонарушении должен быть ознакомлен руководитель или представитель организации, который, в свою очередь, вправе представить свои объяснения и замечания.

3. На основании протокола должностное лицо Роспотребнадзора имеет право вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Необходимо иметь в виду, что должностное лицо Роспотребнадзора имеет право вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования без протокола проверки, только на основании поступивших заявлений физических и юридических лиц, либо материалов, полученных из правоохранительных, государственных органов и от общественных объединений, и содержащих данные о наличии события административного правонарушения.

 

ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА И ЧАСТЫЕ НАРУШЕНИЯ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ

Руководство Роспотребнадзора предлагает своим сотрудникам при организации проверок туристской сфере деятельности исходить из «презумпции виновности» туристской организации еще до начала проверки. В инструктивном Письме № 0100/8935-07-23 от 31 августа 2007 года дается указание территориальным органам Роспотребнадзора «в рамках осуществления мероприятий по контролю целесообразно в каждом случае проведение административного расследования…». Однако напомним, что административное расследование допускается только при выявлении административного правонарушения (см.ч.1.ст.28.7. КоАП РФ).

1. Самым «популярным» основанием для привлечения турфирмы к ответственности инспекторами Роспотребнадзора служат не соблюдение обязательных требований к договору с туристом. При этом Роспотребнадзор считает, что перечисленные ниже нарушения при заключении договора с туристом определяют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7., ч.1., 2. ст.14.8. КоАП РФ:

- незаключение письменного договора с туристом;

- отсутствие в договоре подписей надлежащего представителя турфирмы или туриста;

- отсутствие в договоре указания на основания полномочий лица, совершившего сделку в интересах туриста;

- отсутствие в тексте договора хотя бы одного (любого) из существенных условий договора:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия  договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес места нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если  турист не является  заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории)  и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо  требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

полное и сокращенное наименования, адрес места нахождения и почтовый адрес турагента;

информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате возмещения по финансовым гарантиям туроператора непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

- отсутствие общей цены туристского продукта в рублях в договоре при отсутствии туристской путевки;

- указание цены туристского продукта в иностранной валюте или условных единицах;

- включение в договор условий, ущемляющих установленные законом или иными нормативными правовыми актами права потребителей, прежде всего в части, касающейся возврата денежных средств туристу при его отказе от поездки по любой причине, сокращения сроков путешествия по инициативе турагентства, изменения места расселения туриста и т.д.;

- включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора, в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги;

- не предоставление или предоставление недостоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта (целиком или в части):

при этом под потребительскими свойствами туристского продукта понимаются сведения о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории), и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- включение в договор условий ущемляющих право потребителя отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты турфирме фактически понесенных ею расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору;

- включение в договор права турфирмы отказаться от исполнения обязательств по договору с туристом без соблюдения условия полного возмещения туристу убытков;

- отсутствие в договоре надлежащих сведений о реестровом номере туроператора, сформировавшего реализуемый туристский продукт, данных о его финансовом обеспечении (размер фингарантий, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности или банковской гарантии), реквизитах туроператора (полное и сокращенное наименование, адрес места нахождения и почтовый адрес), реквизитах организации, предоставившей финансовые гарантии (полное наименование, адрес места нахождения и почтовый адрес):

при этом инспектора Роспотребнадзора под надлежащим адресом места нахождения понимают адрес регистрации туроператора согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, а под его почтовым адресом понимается адрес регистрации оператора почтовой связи, с которым у туроператора заключен соответствующий договор об оказании почтовых услуг; индивидуальные предприниматели обязаны включать в договор полное наименование и адрес на основании сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, при этом под адресом места нахождения индивидуального предпринимателя понимается место его проживания.

Необходимо иметь в виду:

- инспектора Роспотребнадзора исследуют текст договора абсолютно формально, и если, например, в нем нет «почтового адреса организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение», то это уже административного правонарушения, предусмотренное ст.14.7., ч.1., 2. ст.14.8. КоАП РФ;

- каждая турфирма может подвергнуться наказанию, поскольку оценка инспекторами Роспотребнадзора соответствия договора с туристом требованиям законодательства, производится на основании их личных трактовок норм законов. (Одни и те же положения договора с туристом, в одном случае могут быть признаны удовлетворяющими требованиям закона, а в другом — стать основой для возбуждения административного дела и штрафа. Однако, чтобы максимально обезопасить свою турфирму надо учитывать уже сложившейся опыт и знать «подводные камни» требований Роспотребнадзора к условиям договора с туристом.

2. Следующим основанием для привлечения турфирмы к ответственности инспекторами Роспотребнадзора служит отсутствие у турфирмы доказательств предоставления туристу информации о потребительских свойствах туристского продукта. При этом Роспотребнадзор считает, что турист может нести ответственность за последствия своих действий только в случае, если предварительно был информирован туроператором или турагентом о конкретном предмете своих обязанностей. При этом турфирма должна быть сама заинтересована в обеспечении доказательства такого информирования, например, путем подписи туриста на документе, содержащем такие обязанности, который может быть частью или приложением договора. В таком случае в договоре указывается способ (форма) информирования туриста о его конкретных обязанностях. При отсутствии таких доказательств сотрудники Роспотребнадзора должны привлекать виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.8. КоАП РФ.

3. Еще одной причиной привлечения турфирмы к ответственности инспекторами Роспотребнадзора служит не выдача туристу туристской путевки. Роспотребнадзор считает, что оформление туристской путевки строго обязательно и способ оплаты туристом услуг не имеет при этом значения. Роспотребнадзор при выявлении фактов реализации гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки предлагает своим сотрудникам привлекать виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5. КоАП РФ.

4. Другой причиной привлечения турфирмы к ответственности инспекторами Роспотребнадзора служит отказ турфирмы предоставить туристу информации о реальных расходах туроператора/турагента, понесенных ими в интересах туриста, в случае, когда турист расторгает договор, и при этом не согласен с суммой возвращаемых ему денежных средств. Непредставление туристу такой информации, равно как представление недостоверной и/или необоснованной информации предлагается рассматривать инспекторам Роспотребнадзора, как нарушение соответствующих прав потребителя, влекущее в зависимости от конкретной ситуации административную ответственность, предусмотренную ст.ст.14.7., 14.8. КоАП РФ.

5. Необходимо учитывать, что в конфликте между турфирмой и туристом по основаниям не совершения путешествия из-за окончания срока действия заграничного паспорта туриста, не правильности оформления документов на ребенка и иных выездных документов, Роспотребнадзор займет сторону туриста. Роспотребнадзор обязывает турфирмы проверять правильность оформления выездных документов, в том числе заграничных паспортов и т.п., так считает, что турфирма обязана своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Нарушение этого требования, по мнению Роспотребнадзора, может повлечь административную ответственность виновного лица, установленную ч.1 ст.14.8. КоАП РФ.

6. По мнению Роспотребнадзора, турист имеет право сдать авиабилет и получить за него возврат определенной денежной суммы, не зависимо от того, приобретался ли авиабилет на чартерный либо на регулярный рейс. При нарушении этого требования субъект может быть привлечен к ответственности в соответствии с нормами ст.14.7. КоАП РФ.

7. Турфирма - исполнитель по договору с туристом, - обязана иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется туристу-потребителю по его требованию. Роспотребнадзор предлагает рассматривать отсутствие такой книги или отказ в ее предоставлении туристу как нарушение права потребителя на информацию об исполнителе, влекущее ответственность в соответствии с нормами ст.14.8. КоАП РФ.

8. Отсутствие вывески у туристской организации, либо если она не соответствует требованиям ФЗ «О защите прав потребителей», либо расположена в недоступном для потребителей месте, рассматривается проверяющими Роспотребнадзора как нарушение, влекущее ответственность в соответствии с нормами ст.14.8. КоАП РФ.

9. Если в туристской организации не оформлен стенд с материалами для потребителей, либо он не содержит всех необходимых по требованию законодательства материалов, либо располагается в месте неудобном для ознакомления потребителей, то это рассматривается проверяющими Роспотребнадзора как нарушение, влекущее ответственность в соответствии с нормами ст.14.8. КоАП РФ.

10. При проверке Роспотребнадзором обстоятельств жалоб потребителей, кроме перечисленного выше, особое внимание уделяется соблюдению турфирмой сроков рассмотрения претензий или жалоб туристов.

 

РОСПОТРЕБНАДЗОР. СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Особенности проверок Роспотребнадзором нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также нарушение всякого рода санитарно-эпидемиологических требований состоят в том, что:

1. В большинстве действующих норм не содержится требований именно к туристской деятельности. Это не редко приводит к предъявлению проверяющими Роспотребнадзора к турфирмам не предусмотренных законом требований. Так, например, сотрудники Роспотребнадзора в г.Москве в процессе проверок туристских фирм в 2006-2007 г.г. без законных на то оснований требовали предоставления: санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности; санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции (истребление насекомых) и дератизации (истребление грызунов); план санитарно-противоэпидемических мероприятий; свидетельство о прохождении аттестации должностных лиц, занятых осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

2. Региональные власти имеют право принимать местные нормы в сфере санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые зачастую не известны и не выполняются предпринимателями данного региона. Так, например, в ряде регионов действуют принятые на местном законодательном уровне нормативные акты о регулярном (раз в шесть месяцев) и обязательном прохождении работниками всех организаций флюографического обследования.

3. Туристская деятельность не включена в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Однако проверяющие из Роспотребнадзора попытаются доказать, что сотрудники организации больше половины своего рабочего времени работают на ПЭВМ. И в этом случае на руководителя организации могут быть распространены все требования по обязательному проведению за счет организации предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров работников. Поэтому инструкции по охране труда работников организации должны содержать запрет для сотрудников работать на ПЭВМ более 50% рабочего времени.

4. Все туристские организации, как и любые российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, должны иметь Программу (план) производственного контроля. Это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ. Так решил Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, издав Постановление от 13 июля 2001 года № 18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

При проверках туристских организаций инспектора Роспотребнадзора расценивают отсутствие Программы производственного контроля как административное правонарушение в рамках ст. 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

5. Туристские организации в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами в сфере санитарно эпидемиологического контроля обязаны (см. Постановление главного санитарного врача РФ от 4 декабря 2002 года № 45; ст.ст.11., 34. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», Памятка для выезжающих за рубеж, введена письмом Роспотребнадзора № 01/4730-8-23 от 06.06.2008 г. «О ситуации с особо опасными инфекционными болезнями»):

- информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания;

- уточнять в диппредставительствах или консульских учреждениях РФ санитарно-эпидемиологическую обстановку в местах предполагаемых путешествий, уделяя особое внимание индивидуальным турам в экзотические точки мира;

- турфирмы должны обеспечивать подготовку и ежегодную переподготовку работников, занимающихся туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний на базе центров Госсанэпиднадзора;

- при организации туристических маршрутов по России следует знать информацию о местной инфекционной патологии и возможностях заражениях туристов;

- при заключении контрактов с иностранными организациями следует запрашивать информацию у принимающей стороны об обеспечении ею безопасных для здоровья граждан РФ условий пребывания в зараженных районах (проживания, передвижения, водоснабжения, отдыха);

- представлять в центр Госсанэпиднадзора по месту нахождения организации не позднее, чем через 6 часов после ее получения, информацию о заболевании туристов инфекционными и паразитарными болезнями во время их пребывания на территории зарубежных стран;

- турфирмы должны составлять и сохранять списки граждан, выезжающих в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии - в течение 2 лет;

- инструктировать туристов о мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных болезней, с обязательным получением подписей клиентов;

- при формировании туристских групп в страны, эндемичные по желтой лихорадке и малярии, надо информировать туристов о необходимости проведения вакцинации против желтой лихорадки и химиопрофилактики малярии;

- при направлении туристов в страны, где были отмечены случаи гибели птицы и зафиксированы факты заболевания людей, вызванные вирусом гриппа птиц, доводить до туристов рекомендации Минздрава и Роспотребнадзора России по соответствующим мерам личной профилактики и безопасности;

- иметь в турфирме в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, относящиеся к туристским видам деятельности и регламентирующие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда сотрудников.

 

РОСПОТРЕБНАДЗОР. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ

1. Сотрудники Роспотребнадзора могут налагать на руководителей и организацию (одно не исключает другого) следующие административные штрафы:

Ст.6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»:

- нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - до 1.000 рублей, на юридических лиц - до 20.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей»:

- введение в заблуждение относительно потребительских свойств услуги или иной обман потребителей в организациях, оказывающих услуги: штраф на юридических лиц – до 20.000 рублей, на должностных лиц – до 2.000 рублей.

Ст. 14.8. КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей»:

- нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге: штраф на юридических лиц – до 10.000 рублей, на должностных лиц – до 1.000 рублей;

- включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя: штраф на юридических лиц – до 20.000 рублей, на должностных лиц – до 2.000 рублей.

Ст.19.4. КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»:

- неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - до 2.000 рублей.

Ст.19.5. КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»:

- невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - до 2.000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – 20.000 рублей.

Ст.19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»:

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - до 500 рублей; на юридических лиц - до 5.000 рублей.

 

Ст.236. УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»:

Руководитель туристской организации может нести и уголовную ответственность за нарушение санитарных правил. Согласно ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет (п.1). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2).